Пытки жителей поселка Нардаран в 2002 г.

19.10.2015 16:00

3 июня 2002 г. в поселке Нардаран, расположенном в 35 км от столицы Азербайджанской Республики г.Баку, полицейские и внутренние войска МВД пустили в ход огнестрельное оружие против толпы местных жителей, в результате имелись погибший и раненые. В течение двух месяцев после событий МВД и Генеральная прокуратура республики проводили расследование. В результате 1 августа 2002 г. было опубликовано совместное заявление министра внутренних дел и генерального прокурора. Заявление вызвало обоснованную критику ввиду множества неточностей и явной дезинформации. Кроме того, были проведены аресты десятков жителей поселка Нардаран, в отношении которых применялись пытки, с целью принудить их взять на себя вину в применении огнестрельного оружия. В такой обстановке члены Федерации правозащитных организаций Азербайджана создали специальную Независимую общественную комиссию по расследованию событий в поселке Нардаран 3 июня 2002 года. Забегая вперед, отметим, что заключение Независимой комиссии в дальнейшем способствовало освобождению осужденных нардаранцев и прекращению преследования жителей села.
Приводимые ниже выдержки из заключения Независимой комиссии показывают всю степень беспомощности и беззащитности рядовых граждан Азербайджана перед полицейским и правовым произволом, царящим в республике.
«В декабре 1999 г. жителям 8-тысячного поселка Нардаран фактически не позволили создать местный муниципалитет, отказав в регистрации половины из 15 кандидатов на 11 мест муниципальных советников. В результате нардаранцы отказались от участия в фальсификации муниципальных выборов, и Нардаран остался единственным поселком в Азербайджане, в котором нет муниципалитета.
Отсутствие муниципалитета и бездействие представителя исполнительной власти в поселке мешало решению социально-экономических проблем местного населения (ухудшение подачи в поселок газа, электричества, отсутствие рабочих мест). Это привело к тому, что с ноября 2000 г. население Нардарана регулярно выступало с требованиями социально-экономического характера, а также против произвола, незаконных действий местной полиции. Требования нардаранцев, как правило, игнорировались исполнительными властями района и города.
3 июня 2002 г. 8 старейшин поселка были приглашены на встречу с представителями ИВ Сабунчинского района, в котором расположен Нардаран, для обсуждения социально-экономических требований сельчан. ...
Вслед за этим утром 3 июня 2002 г. около 9.20 в поселок неожиданно, с четырех сторон, вошли вооруженные дубинками и автоматами части внутренних войск и полиции. Село было заблокировано полицией, после чего полицейские группами по 30-40 человек стали проводить обыски в домах у сельчан, не представляя при этом никаких документов. ....
В 15.00 внутренние войска и полиция покинули поселок и разместились в его окрестностях. В Нардаране остался один автобус с невооруженными полицейскими. ...
В 17.00 из информационной программы Государственного телевидения жители поселка узнали о том, что все 8 нардаранских старейшин были арестованы во время встречи с Сабунчинским районным руководством. ....
Впоследствии стало известно, что задержание производилось спецназом. Мирных граждан, которых пригласили на встречу с представителями исполнительной власти, под дулами автоматов уложили на пол как террористов, надели на них наручники, на головы - черные маски и, не объяснив причин такого обращения и задержания, отвезли в Управление по борьбе с организованной преступностью МВД АР. ...
В 21.00 силы полиции на 19 автобусах и 16 легковых машинах вновь вошли в поселок, расположившись двумя группами в центре Нардарана по ул.Абшеронская на подходах к центральной площади Имама Гусейна. Хотя это и вызвало обеспокоенность сельчан, но в течение получаса никаких инцидентов не было.
В 21.30 прозвучал азан к вечернему намазу. Жители поселка, практически полностью освободив площадь, направились в сторону мечети. В это время сотрудники полиции, остановив отставших от толпы 5-6 аксакалов, стали избивать их кулаками и дубинками. На крики этих людей стали сбегаться жители поселка, которые попытались отбить стариков у стражей порядка. Тем самым полицейские своими действиями спровоцировали возвращение людей на площадь и столкновение с жителями поселка, в котором традиционно уважают старейшин.
Ввиду численного превосходства полиции и собственной безоружности жители укрылись за деревьями расположенного на площади сквера и, ломая ограждение его аллей, стали забрасывать полицейских камнями. Те на первых порах отвечали тем же. Внезапно полицейские стали стрелять. По словам свидетелей, первыми огонь открыли два человека в гражданской одежде. По поведению этих людей было очевидно, что они были старшими офицерами, имевшими право отдавать приказ о применении оружия. Они держали по два пистолета и стреляли с двух рук, приказывая открыть огонь по толпе и другим сотрудникам полиции. Правоохранители начали стрелять в воздух и в жителей поселка из табельного оружия.
Уже после первых выстрелов на землю упало 8-10 человек, среди них Алигасан Агаев, которому пуля попала прямо в голову. Некоторые жители были ранены позже, когда полиция обстреляла заросли, прикрываясь которыми, люди бросали камни.
Стрельба длилась около 1 часа 25 минут. Вопреки ожиданиям полиции, сельчане не разбежалась, а продолжали бросать камни. Более того, число нардаранцев на площади резко увеличилось. На стрельбу прибежали жители поселка, остававшиеся дома, в том числе большое число женщин и молодежи.
Перевернув несколько поврежденных полицейских машин и автобусы, нардаранцы сделали из них баррикаду, используя их как прикрытие. Автомобили загорелись, в одном из них что-то громко взрывалось.
Полицейские, видимо, не ожидавшие такой реакции на применение оружия, стали отступать на окраины поселка, где их ожидал другой транспорт. По дороге они избивали людей, а некоторых увезли с собой.
В результате столкновения с полицией был убит Алигасан Агабаба оглу Агаев (фото №4, 5), 1949 года рождения, отец 6 детей. 34 жителя поселка получили огнестрельные ранения различной степени тяжести. Из них семерым были проведены серьезные хирургические операции. Часть сельчан после оказания первой медицинской помощи предпочли вернуться домой. Есть свидетельства о том, что доставленных из Нардарана с пулевыми ранениями в больницах регистрировали как получивших бытовое увечье.
Интересно, что во время событий в этом поселке там находились машины «скорой помощи» из других районов. Данный факт говорит о том, что, планируя свои действия, правительственные силы заранее предполагали, что будут жертвы».
Первые аресты по «нардаранскому делу» были произведены утром 3 июня 2002 г. (8 старейшин, увезенные в УБОП со встречи с представителями исполнительной власти). К концу дня 3 июня было задержано еще 10 сельчан.
Арест некоторых из этих лиц был позднее санкционирован судом в связи с уголовным делом, возбужденным по факту беспорядков 3 июня по следующим статьям УК АР: 220.1 (массовые беспорядки), 233 (организация действий, способствующих нарушению общественного порядка) и 315.1 (сопротивление или применение насилия в отношении представителя власти). Ряд лиц были задержаны в административном порядке на 15-30 суток.
Далее начали арестовывать нардаранцев, которые проходили лечение в больницах. Некоторым удалось бежать из госпиталей и укрыться в поселке. Нардаран вплоть до марта 2003 г. был блокирован силами полиции.
Жители, из-за возможности арестов, предпочитали не покидать поселок и ночами мужчины дежурили на площади, опасаясь нападения полиции. Стражи порядка опасались открыто атаковать непокорный поселок и совершали набеги на отдельные дома на его окраине, выкрадывая жителей.
«Так, 20 сентября 2002 г. в Нардаране около своего дома группой сотрудников полиции в гражданском был арестован председатель НПО Объединения Баку и сел Джебраил Ализаде. По словам очевидцев, при его задержании полицейскими был открыт огонь в воздух, они также угрожали пистолетом малолетнему внуку Дж.Ализаде.
По принятой в Азербайджане процедуре, задержанный может находиться за решеткой в течение 48 часов до получения санкции судьи на арест, и далее до 10 суток, пока идет дознание. Затем, предъявив обвинение, задержанного уже в качестве подследственного должны перевести в следственный изолятор либо, в случае невиновности, извиниться перед ним и освободить.
Однако нардаранцев в изоляторах временного содержания (ИВС) Главного управления полиции г.Баку (в обиходе т.н. «горотдел») и Главного управления по борьбе с организованной преступностью (УБОП), широко известных как основные места применения пыток, держали от 20 до 96 суток. По многочисленным свидетельствам, в течение этого времени в указанных ИВС задержанных били, пытали, оказывали психологическое давление, естественно, в отсутствие адвокатов.
Так, например, освободившийся 23 августа 2002 г. 72-летний Сейфулла Ализаде провел в ИВС ГУП г.Баку 19 суток. Здесь С.Ализаде, находящемуся в полной изоляции, следователи заявили, что в Нардаране в наказание за сопротивление были убиты все жители, в том числе его сын, и что он, как старейшина, в этом виноват. В результате С.Ализаде получил сердечный приступ и попал в тюремный госпиталь.
Другого старейшину поселка Джебраила Ализаде жестоко били на протяжении нескольких дней. 23 сентября 2002 года Айдын Hазарли - адвокат арестованного Дж.Ализаде, заявил на пресс-конференции, что в ИВС УБОП в отношении его подзащитного была применена физическая сила - избиение, в результате повреждены ребра и внутренние органы.
Неделей позже на пресс-конференции выступил освободившийся из заключения Hадир Ализаде (сын Джебраила изаде). По его словам, он был задержан и избит сотрудниками Управления по борьбе с организованной преступностью, от него требовали подписать бумагу с показаниями против старейшин поселка Hардаран. Он также сообщил, что его принудили подписать бумагу о сотрудничестве с работником данного управления под псевдонимом "Али". Hадир Ализаде публично заявил об отказе от всех своих показаний, которые его принудили дать в ходе ареста под пытками».
Слушания по «нардаранскому делу» в отношении 15 обвиняемых проходили в Суде по тяжким преступлениям в январе - апрель 2003 г. под председательством судьи Векиля Шукюрова. Несмотря на многочисленные обращения, письменные ходатайства адвокатов о применении к обвиняемым незаконных методов следствия, пытках, избиениях, этот служитель Фемиды не вынес никакого постановления о возбуждении уголовного дела в отношении следователей и старших офицеров МВД, а именно офицеров УБОП МВД, ответственных за эти уголовно наказуемые преступления. В июне 2003 года Апелляционный, а также последовавший за ним Верховный суд под председательством Октая Максудова также не приняли во внимание ходатайства адвокатов о применении пыток и не привлекли к уголовной ответственности сотрудников УБОП МВД АР и следователей прокуратуры республики, участвовавших в избиениях и пытках подследственных, а также свидетелей по делу.
Следственную группу по «нардаранскому делу» возглавлял старший следователь по особо важным делам Генеральной прокуратуры республики Мустаджаб Алиев. Начальником УБОП МВД АР в этот период был полковник Вилаят Эйвазов.
Таким образом, НИКТО не был привлечен к уголовной ответственности и не был уволен прокуратуры и МВД за убийство жителя поселка Нардаран Алигасана Алиева, ранение более 30 человек и многочисленные пытки над подследственными и свидетелями по этому делу.

Назад

Koнтакт

Голос Азербайджана (Azerbaycanin sesi)
Amerika -Vashinqton,Америка -Вашингтон

Новости

1 | 2 | 3 | 4 | 5 >>

© 2015 Все права защищены.

Создать бесплатный сайтWebnode